Гиперакузии. Страхи улицы. Страх транспорта. Как мы боролись и побеждали их.

Гиперакузии. Страхи улицы. Страх транспорта. Как мы боролись и побеждали их.

ГИПЕРАКУЗИЯ (повышенная чувствительность к звукам разной частоты)- наиболее распространенная проблема среди аутичных детей. Первые звоночки негативной реакции на звуки я заметила, когда Кате было 1,5 года. Она начинала плакать, и раскачиваться вперед назад, сжиматься в комочек, когда я включала музыкальные игрушки. Они стали для нас табу, но постепенно приходили новые страхи звуков- гул пылесоса, миксера, строительный шум из квартиры по соседству- все это вызывало истерику и закрывание ушей. В 3,5 лет добавились страхи шумов улицы- карканье ворон, и даже шарканье обуви по асфальту, приближающихся к нам прохожих, вызывало мгновенную реакцию- Катя закрывала ладошками ушки, а позже, приловчилась закрывать уши, надавливая сзади на мочку, и прижимая пальцем кончик уха к слуховому отверстию. Катя ходила, как чебурашка, с прикрытыми ушками, практически постоянно. Если же на улице или дома было относительно тихо, то ладошки взлетали к ушам при наименьшем шорохе, стуке, звонке в дверь.
Я начала потихоньку приучать Катю к звукам, потому что обучать, развивать и корректировать ребенка, который закрыл уши и не слышит тебя- невозможно.
Как происходило ПРИУЧЕНИЕ к звукам:
ШУМЫ УЛИЦЫ.
Катя панически боялась шума проезжающего транспорта. Ездить с ней в троллейбусах и автобусах в 3,5 года было пыткой для нас, и для окружающих, потому что Катя в транспорте включала свою “сирену”, и билась в истерике у меня на руках.
ПРЕОДОЛЕНИЕ. Я стала гулять с ней возле остановок, прохаживаясь вдоль, туда-сюда, на некотором расстоянии. Мы рассматривали цветочки на клумбах, считали тучки в небе, и несознательно, ее ухо улавливало отдаленный шум моторов. Так, постепенно, мы шаг за шагом, приближались к самой остановке, и затем подолгу просто сидели под навесом, и наблюдали за потоком проезжающих машин. Я показывала, и говорила:” это – автобус. Он большой”. ” Это – машина, она маленькая, черная”. Автобусы проезжали, люди выходили из них, и входили, а мы просто сидели вместе на остановке, и наблюдали, наблюдали…неделю, месяц…
В какой то момент, где- то через месяц, когда очередной автобус распахнул перед нами двери, я предложила Кате зайти и проехаться. Она напряженно согласилась, мы проехали одну остановку, стоя у дверей, и вышли на следующей, потому что я увидела, что Катя вот вот сорвется на крик. Вот так, проезжая по одной остановке, и выходя на следующей, мы доехали до магазина с игрушками. Выйдя из автобуса, я похвалила ее за смелость, и тут же купила ей игрушки, которые она выбрала сама. Катя любит игрушки, но, мы живем в спальном районе, и к магазину с игрушками надо ДОЕХАТЬ. Как только Катя поняла, что автобус, троллейбус это совсем не страшно, и они ВЕЗУТ ЕЕ К МАГАЗИНУ С ИГРУШКАМИ,(!!!) страх транспорта ушел окончательно. Сейчас мы ездим в общественном транспорте относительно спокойно, но, длительные переезды на машине, такси, до сих пор даются ей тяжело. В машине, такси, маршрутке с большим скоплением людей- Катя до сих пор иногда может рвануться к выходу, и проситься выйти, хотя сейчас все зависит от настроения.
ШУМ БЫТОВЫХ ПРИБОРОВ.
ПЫЛЕСОС, МИКСЕР.
ПРЕОДОЛЕНИЕ.
Я закрывалась с Катей в комнате, а в это время в другой комнате включали пылесос, на 15-20 секунд. Катя еще не успевала испугаться,- а пугающий звук уже пропадал. Потом, опять возникал, и исчезал, быстро, почти мгновенно. Она не успевала испугаться, НО, сам факт того, что громкий звук ВОЗНИКАЛ и ПРОПАДАЛ, стал ей интересным. Мы выходили из комнаты, подходили к пылесосу, трогали. Выходили, и я опять просила на полминуты включить пылесос. Мы слушали его гул из соседней комнаты, и постепенно, по шагу приближались к источнику шума. Дело в том, что аутичного ребенка пугает не только ШУМ, но и сам факт НЕИЗВЕСТНОСТИ, “а КАК именно, КАКИМ ОБРАЗОМ, возникает звук, какой предмет его издает?” Как только мы увидели, что короткий громкий гудящий звук издает пылесос, потрогали его, выключенного, уселись на него, покатали по полу, посмеялись с его длинного хобота, ” как у слоника”- страх пылесоса тоже был побежден.
Так же, мы преодолевали страх воющих сушилок для рук в туалетах супермаркетов. Сначала мы как можно быстрее пробегали мимо их рева, когда ктото сушил руки, но я в этот момент смеялась настолько заразительно и громко, таща Катю за руку мимо них, к выходу, что и она начала смеяться. Потом мы смеялись, смотря, на расстоянии, как кто-то включает эту ревущую машину на стене, и наблюдали за процессом сушки рук. Потом, наконец-то, через пару месяцев, Катя решилась засунуть туда и свои ладошки. На данный момент, гиперакузия у Кати все еще есть, она мимолетна, и практически полностью под контролем. Катя все еще может прикрыть ушки от неожиданного, резкого, незнакомого звука, но после моей просьбы убрать ладошки с ушей, мгновенно опускает руки вниз.
Какой вывод я сделала? Если у вашего ребенка есть гиперакузия, надо постепенно приучать ребенка ко всем шумовым раздражителям. Надо постепенно подходить поближе к источнику пугающего шума, чтобы ребенок УВИДЕЛ, то, ЧТО ИМЕННО, издаетэтот пугающий шум. Ребенка пугает не только шум, но и неизвестность, связанная с тем, как возникает этот шум, откуда он берется. Как только ребенок увидит это, потрогает, почувствует (как в случае с транспортом)- страхи звуков постепенно уйдут.
Так же, причиной гиперакузии может быть переизбыток витамина D в организме, и в таком случае, снизить проявления гиперакузии поможет прием магния.
(с) Tetyana Vandzhura, 2019// (с) Татьяна Ванджура, 2019.
Цей материал є авторським, всі права на нього захищені.
This material is copyrighted, all rights reserved

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *