Дисбаланс глутамата и ГАМК у детей с аутизмом.

Дисбаланс глутамата и ГАМК у детей с аутизмом.

Какова причина гиперактивности, стимов, гиперакузий, задержки речевого развития и судорог у детей?

Сегодня мы будем разбираться в причине их возникновения, которую я уже изучаю давно.

ГЛУТАМАТ – нейротрансмиттер, превышение которого очень тесно связано с аутизмом, СДВГ и эпиактивностью!

Наверное, многие из вас обнаруживали его повышение у ребенка, когда сдавали анализ на анализ на орг. кислоты мочи. Или же некоторые из вас делали ребенку МРС головного мозга и обнаруживали избыток глутамата в головном мозге. В генетическом анализе 23 andmее за излишнее накопление глутамата отвечает мутация гена GAD.

Глутамат является одним из важнейших нейротрансмиттеров.

Нейротрансмиттеры это вещества, которые проводят сигналы между нейронами головного мозга по нейронным связам. И таким образом с помощью нейротрансмиттеров в головном мозге протекает бесчисленное количество биохимических реакций – мышление, эмоции, память, обучение и пр..

Если нейротрансмиттеры работают слаженно – ЦНС в порядке. Но если возникают сбои – одного больше, другого не хватает, это отображается на работе ЦНС, а так же на процессах которые в ней протекают. У ребенка такой дисбаланс будет отражаться на развитии, так же развитии речи, поведении, эмоциях и пр..

Глутамата в нейронах головного мозга содержится до 40% и он отвечает за ряд важнейших функций, таких как память краткосрочная и долгосрочная, обучение, слух, зрение, движение, сенсорные потоки. Если глутамата в головном мозге становится слишком много – все эти процессы нарушаются. Возникает чрезмерное возбуждение! Которое в свою очередь приводит к эксайтотоксичности и гибели нейронов.

Рассмотрим симптомы к которым приводит повышенный глутамат у детей с аутизмом:

  1. Отсутствие речи или задержка речевого развития.  При сохранном физиологическом слухе. Ведь ребенок с аутизмом прекрасно слышит звуки. Но его головной мозг не распознает обращенную речь, не понимает ее, не способен интерпретировать и запоминать. Проблемы понимания речи – это проблемы нарушения нейротрансмиттеров в головном мозге и в т.ч. повышенного глутамата.
  2. Гиперакузии.  Это причина избытка глутамата в головном мозге и нехватка магния.  Ионы магния в блокируют глутамат на NMDA рецепторах в головном мозге. Вот потому магний и помогает убрать гиперакузии и снизить последствия вреда глутамата.
  3. Уникальная долгосрочная память. NMDA рецепторы – это рецепторы, которые в находятся в головном мозге в основном в гипокампе. Гипокамп выполняет множество функций, но в основном он отвечает за память. Когда он передает сигнал на ядерную ДНК – запускается синтез дополнительных рецепторов и мембраны долгосрочной памяти. У детей с аутизмом бывает хорошая долгосрочная память. И вероятно что это является побочным эффектом избытка глутамата.

Наверное многие из вас замечали по своим детям, что они способны запомнить какие то мелочи 1-2 годичной давности, о которых вы забыли. Приведу один из примеров с моим ребенком. Как то мы проходили мимо урны и я выбросила туда шкурку от банана. Он в то время еще только начинал говорить и мне казалось, что он находился в своей ракушке – ничего не замечал вокруг. Через год мы проходим мимо этой урны, он уже начал говорить, реагировать, Артур показывает мне пальцем на урну и говорит: “Банан!” Я удивилась, как он смог запомнить. И подобных историй у нас много. Вот такой побочный эффект повышенного глутамата который у детей с РАС можно отнести к суперспособностям. )

  1. Гиперактивность, СДВГ. Является ничем иным как перевозбуждением центральной нервной системы, которое провоцирует избыток глутамата. Ребенок не способен концентрироваться на поточных задачах, не способен доводить начатое дело до конца. Возникают проблемы с усидчивостью. Этим страдают все дети с РАС, потому заниматься с ними – проблема, усадить за стол и удержать за столом – проблема. Конечно, можно это корректировать поведенчески, поощрять ребенка, или же использовать сенсорные подушки на стулья, но пока в головном мозге будет повышен глутамат – эти меры не принесут существенного результата.
  2. Стимы. Перевозбуждение ЦНС, под воздействием глутамата и других нейротоксинов.
  3. Нарушения сенсорной интеграции.  Повышенный глутамат искажает сенсорные сигналы которые поступают ребенку от окружающей среды через рецепторы: зрительные, слуховые, тактильные, рецепторы обоняния, вкусовые рецепторы.
  • Вкусовые искажения.  Глутамат искажает восприятие вкусовых рецепторов. Потому дети с аутизмом выбирают такую еду, которая имеет сильное воздействие на вкусовые рецепторы: еду, в которой полно глутаминовой кислоты которая в свою очередь еще больше повышает глутамат в головном мозге – картошку фри например, фаст-фуд, суши, пшеницу, сладкую пищу, слишком соленую,. Некоторые дети любят такие экстремальные виды пищи как лук и чеснок – и это так же потому что эта еда слишком возбуждает рецепторы. Но еду менее насыщенную по вкусам такие дети не любят, потому что не распознают этот вкус, у них приглушены рецепторы к этим вкусам. Это может быть вероятной причиной пищевой избирательности у ребенка.

Например, мой ребенок не любит овощи. Мне нужно просто умудрятся ему их дать, маскируя в блинах, в супе пюре, мешая с мясом и кашами… Но если я дам ему овощи в чистом виде, например рагу, он скажет: “Мама, не вкусно”. Он не чувствует их вкуса, овощи содержать наименьшее количество глутаминовой кислоты.

  • Нюх.  Обычно при повышенном глутамате он обостряется. Дети начинают сильно ощущать запахи и любят на них концентрироваться. Но бывает и такое, что дети не переносят сильных запахов, например духи у них могут вызвать тошноту и рвоту.
  • Тактильные ощущения.  Это проприоцептивная система. Есть дети с повышенной чувствительностью, которые не любят когда к ним дотрагиваются, им мешают бирки на одежде, трут швы. Но гораздо чаще среди детей с РАС встречается пониженная чувствительность. Ребенок упал и не ощущает боли. Или прыгает с высоких поверхностей, не имея чувства страха при этом. Врезается во все стенки. В сенсорной интеграции для таких детей используют массаж с глубоким продавливанием и это улучшает их проприоцептивную чувствительность и это оказывает на них успокаивающий эффект. Сюда же относиться утяжеленное одеяло, утяжеленные сенсорных игрушки. Эти методы способны влиять на ЦНС и доказали свою эффективность.

Когда мы занимались с ребенком у психолога, он еще не был на диете БГБК. И психолог порекомендовала несколько раз в день делать ему проприоцептивный массаж. Я делала ему этот массаж и ребенок сразу успокаивался, но его спокойствия хватало на минут 20-30. Когда я посадила ребенка на диету, начала биомедкоррекцию, то вероятно уровни глутамата в головном мозге начали снижаться и ребенок начал успокаиваться сам по себе без никаких внешних воздействий. Но если я вижу, что он слишком гиперактивный, то прибегаю к массажам и сенсорной интеграции. Этот метод можно совмещать с биомедом для большей эффективности.

  1. Эпиактивность, судороги.  Возникают когда глутамат в огромном избытке. Потому детям, у которых эпиактивность – очень важна низкоглутаматная БГБК диета. Она способна снизить частоту и интенсивность приступов, а так же обратить их полностью вспять в некоторых случаях. И это факт доказанный опытом многих родителей. Конечно, это ни в коем случае не отменяет противосудоржные препараты. Но одни только противосудорожные препараты без снижения уровня глутамата – это просто купирование симптомов, а не лечение. И вы должны это понимать.

Мы разобрали симптомы у детей с аутизмом к которым приводит повышенный глутамат. Конечно, аутизм это многофакторное расстройство и роль в его патогенезе играет не только глутамат. Но, как видите, нормализовав его уровень, вы уже можете снизить проявления множества симптомов и черт аутизма.

Теперь рассмотрим откуда берется глутамат в организме:

  1. Из пищи. Глутаминовая кислота содержится в белках в том или ином количестве. Считается, что глутамат из пищи не способен влиять на уровень глутамата в головном мозге, потому что у человека есть гематоэнцефалический барьер, который его отфильтровывает. Но это только в том случае, когда целостность ГЭБ не нарушена. У детей с РАС есть проницаемость ГЭБ.  Потому у детей с аутизмом глутамат из пищи способен попадать в головной мозг и накапливаться там в больших количествах. И опыт родителей это подтверждает на практике!

Одна мама ребенка с РАС рассказала мне, как моментально у него нарушилось поведение из-за поедания соевого соуса. А в соевом соусе огромное количество глутамата. Вот почему для таких детей так важна низкоглутаматная БГБК диета!

  1. Эндогенный синтез глутамата.  Из альфа-кетоглутаровой кислоты.

Из L глутамина.  Эту аминокислоту часто назначают при проницаемом кишечнике, для заживления стенок. Но имейте ввиду, что она способна повысить глутамат у ребенка.

Так же глутамат способен превращаться в Глутамин, особенно когда он уже передал сигнал в синапсах.

  1. Глутамат как добавка Е621. Является более опасной чем природний глутамат в составе пищи. Потому что этот пищевой усилитель был выделен из пищи химическим путем и усваивается в организме он по другому. Глутамат из пищи в кровоток высвобождается медленно, а Е621 – быстро. Их действие можно сравнить с эффектом от быстрых и медленных углеводов. Быстрые углеводы очень стремительно повышают уровень сахара в крови и это приводит к плохим последствиям. А медленные углеводы повышают сахар медленно, не проводя к скачкам глюкозы и инсулина. Тоже самое касается глутамата. Если он высвобождается быстро – это удар для головного мозга. Ребенок от такой добавки просто взрывается, это становиться сразу видно по изменению его поведения, после поедания продуктов с этим усилителем вкуса. Но если родители кормят ребенка едой с Е621 регулярно на постоянной основе, то они конечно и не заметят изменения в его поведении, потому что ребенок будет постоянно гиперактивным, со стимами, отставанием в развитии и речи, неадекватным поведением и пр.. Но если некоторое время подержать его на диете, а потом дать продукт с Е621 – то разницу вы можете заметить тут же!

 

ГАМК (ГАБА) дефицит. Ее связь с симптоматикой аутизма и задержкой речи.

ГАМК и глутамат тесно связаны между собой и невозможно их рассматривать в отдельности друг от друга. Они являются антагонистами, т.е. уравновешивают друг друга.

Но у детей с аутизмом и СДВГ, как мы уже знаем, идет перекос в сторону глутамата, а ГАМК наоборот в дефиците. Процессы возбудимости преобладают над процессами торможения.

ГАМК (Гамма-аминомаслянная кислота) является главным тормозным нейромедиатором головного мозга.

Ее так же использует около 40% клеток.

Нам кажется что возбуждение – это энергия, а спокойствие – ее отсутствие. Но все оказывается наоборот! Торможение – это активный процесс, который требует своих нейромедиаторов. На процессы торможение ЦНС тратит в разы больше энергии, чем на возбуждение. Вот потому детям с нарушением баланса ГАМК и глутамата так тяжело затормозиться, успокоиться и так легко быть возбудимыми. (1)

Глутамат создает в головном мозге информационные потоки. И чем больше с его помощью проходит импульсов между нейронами – тем больше этих потоков. Таким образом у ребенка с аутизмом в голове возникает информационный шум.

У обычного человека в головной мозг через рецепторы (зрительные, слух, обоняние, тактильные и пр..) поступают огромные потоки информации из окружающего пространства. Но наша нервная система их отфильтровывает. И таким образом защищает себя от переизбытка информации. Сколько бы не поступало ежеминутно сенсорных стимулов в наш головной мозг (шум автомобилей, гул электроприборов, голоса, музыка, запахи, свет и пр..) – мы можем их отсеять и сосредоточиться на текущей задаче, например, когда мы чем то целенаправленно заняты. Таким образом нормотипичный ребенок может отсеять все эти информационные потоки, сесть за парту и слушать учителя, концентрируясь на том, о чем он рассказывает. И в этом ему помогает именно ГАМК. Как только ребенок решил сконцентрироваться – его гипоталамус тут же выделяет ГАМК, которая тормозит глутамат, убирая этим самым лишние потоки информации.

У детей с аутизмом и СДВГ этого не происходит. Потому что глутамата слишком много и много информационных потоков. А ГАМК не хватает, что бы затормозить эти потоки. Вот поэтому им тяжело усидеть за столом, тяжело сконцентрировать свое внимание на текущей задаче, на разговоре, дослушать до конца, выполнить задание до конца. Даже если ребенок с РАС это и может сделать – то только с чьей то помощью. У них отсутствует самоконтроль, который так же зависим от ГАМК. Потому такие дети не могут учиться без тьютора. Именно тьютор выступает для него контролем и направляет ребенка на сосредоточение на текущих задачах. А просто сидеть и не двигаться – это огромная нагрузка на ГАМК рецепторы. Лишние потоки информации создают перегруз в ЦНС. И поскольку ребенок не может себя затормозить, перегруз выливается в истерики, агрессию, самоагрессию, мелдауны.

Задержка речи  так же происходит по этой причине. Потому что если ребенок не способен сконцентрироваться – он не способный слушать собеседника, поддерживать с ним диалог и учиться речи. В тяжелых случаях ребенку настолько тяжело сконцентрироваться, что он даже не отзывается на собственное имя. Отсутствие глазного контакта – так же неспособность сконцентрироваться и посмотреть собеседнику в глаза.

По сути дисбаланс ГАМК и глутамата объясняет всю природу аутистического поведения у детей.

Иногда дети с аутизмом сами пытаются отрегулировать эти информационные потоки своим поведением. Например, забиваются в какие то узкие пространства, которые их сдавливают, в которых темно. Таким образом они отфильтровывают от себя лишние раздражающие их информационные стимулы и регулируют свое эмоциональное равновесие.

ГАМК и развитие речи

Здесь я процитирую Эми Яско:

“ГАБА используется мозгом для поддержки сенсорной интеграции. Помогает настроиться на звуки, которые мы слышим. При нормальных уровнях ГАМК мы в состоянии ослаблять фоновые звуки, что бы легче различать начало и определение звука и слова, так мы распознаем слова и включаем их в свою речевую деятельность. Если уровень ГАМК понижен – звуки сказанных слов воспринимаются как длинное непрерывистое предложение, понимание которого затруднено. Я всегда себе представляю что слышат эти дети пока они не получат достаточного количества ГАБА. На самом деле, очень часто бывает, что когда они впервые начинают говорить, их первая речь звучит как длинные непрерывистые предложения. Вот почему дети будут лучше понимать, когда родители говорят медленно и вставляют паузы между слов”(2)

Синтез ГАМК

Глутамат мы получаем преимущественно из пищи, но часть его имеет эндогенный синтез. ГАМК же полностью имеет эндогенный синтез, потому из пищи ее получить невозможно. И как не странно, ГАМК синтезируется из глутамата. Но у детей с аутизмом этот синтез затруднен.

Связь ГАМК с митохондриальной дисфункцией

Согласно исследованиям, более 70% детей с аутизмом имеют вторичную митохондриальную дисфункцию. Митохондриальная дисфункция в первую очередь приводит к задержке моторного развития ребенка. Потому их крупная и мелкая моторика отстает. Такие дети быстро устают. Могут, но им тяжело долго ходить пешком. Их долгое время носят на руках – 3 и даже 6 летних. У них нет стимула к выполнению каких либо целенаправленных действий.

Возможно митохондриальная дисфункция детей с РАС связанна так же с нехваткой ГАМК. Ведь 99% ГАМК в головном мозге участвует в цикле Кребса. ГАМК захватывается митохондриями, окисляется и используется ими в выработке АТФ при участии глюкозы. И только 1% ГАМК работает в головном мозге как нейротрансмиттер.

Каковы причины дисбаланса?

Точная причина пока что не установлена. Но считается что играет роль мутация в гене GAD (глутаматдекарбоксидаза). Ее вы можете обнаружить сдав анализ “23эндми”. Но даже если мутации в гене GAD нет, организм может вырабатывать антитела к глутаматдекарбоксидазе и подавлять ее. Этот процесс возникает при аутоиммунных заболеваниях.

Эми Яско в своей книге так же пишет, что вирус краснухи из прививки КПК способный нарушать этот дисбаланс. А так же наличие хронических вирусных инфекций.

Дисбаланс микробиоты. Полезные кишечные бактерии синтезируют ГАМК. Но если их не хватает, и преобладает патогенная флора – синтез ГАМК будет нарушен.

Какие анализы могут показать недостаток ГАМК и избыток глутамата?

  1. Аминокислоты крови. Не всегда информативно. Потому что в крови могут быть одни показатели, а в головном мозге – совершенно другие. Показатели – повышенная глутаминовая кислота, снижена гамма аминомаслянная кислота.
  2. МРС головного мозга. Исследование которое делают под общим наркозом. Показывает обмен веществ в головном мозге. В Украине подобное исследование делают только в клинике “Борис” (Киев)
  3. Органические кислоты мочи. Повышение хинолиновой или кинуреновой кислоты.
  4. Анализ мочи на аминокислоты. Повышенный глутамат, глутаминовая кислота, аспартат, аспаргиновая кислота, низкий уровень гамма аминомаслянной кислоты
  5. Анализ крови на гомоцистеин. Это косвенный маркер повышенного глутамата. Поскольку гомоцистеин проникает в клетку через рецепторы глутамата – они усиливает его действие.
  6. Так же повышенная аспаргиновая кислота, аспартат, глютамин, глютаминовая кислота, цистеин – будет повышать глутамат. Ведь глутамат всегда связывается с другими возбуждающими нейротрансмиттерами.

Чем опасный кальций при повышенном глутамате.

Когда ребенок переходит на БГБК диету, врачи ему могут порекомендовать прием дополнительного кальция, в отсутствие молочных продуктов. Такое случилось с нами. И на приеме кальция у ребенка сильно усилились гиперакузии. Он начал бояться практически всех громких звуков – стиральной машины, слива унитаза, звуков всей домашней техники… Не сразу я поняла что виной кальций, пока не прочитала об этом в книге Яско. И тут до меня дошло в чем причина. Я убрала кальций и начала ему давать магний, в больших дозах – по 400 мкг. в сутки. У него пропали все гиперакузии. Магний является антагонистом кальция! И блокирует глутамат в NMDA рецепторах. Но кальций наоборот усиливает действие глутамата и помогает ему выстраивать нейронные связи. Но у детей с аутизмом из за избытка кальция и глутамата в головном мозге наблюдается избыток этих связей. Обрезка лишних, ненужных нейронов у них не происходит. Потому вы должны проявлять осторожность к кальцию и е давать его ребенку с аутизмом без лишней надобности. То же самое относиться к витамину D, особенно в больших дозах. Ведь витамин D усиливает усвоение кальция в организме. Очень часто у детей вит. D является снижен. И это тоже плохо, ведь без него не будет нормальной миелинизации. У детей с аутизмом процесс миелинизации нарушен, потому витамин D им необходим.

Что бы избежать повышение глутамата при приеме витамина D, я предпочитаю такую схему:

Вначале нужно восполнить магний. Прием 3-4 недели. Магний заблокирует лишние глутаматные сигналы. Потом вводить витамин D вместе с витамином К в дозировке 400 МЕ., продолжая прием магния. Если эта дозировка воспримется ребенком, повысить сначала до 1000 МЕ, потом до необходимой вам лечебной дозы. Прекращаем прием вит. D когда в анализе крови он будет достигнут уровня 70-100.

Осторожно с рыбьим жиром! В нем так же часто содержится витамин D, и тогда такая Омега-3 будет возбуждать ребенка. Есть рыбий жир без витамина D в составе.

Как поднять уровень ГАМК и снизить глутамат.

ГАБА (или же японский аналог Гаммалон)

Этот препарат, а так же его способность снижать глутамат путем повышения ГАМ. Но следует учитывать, что к ГАБА есть противопоказания, некоторым детям она не подходит из-за мутации в генах. Применять ее стоит только после проведения анализа “23andmee”, иначе она может навредить, если не подходит.

Магний.

Ионы магния в блокируют глутамат на NMDA рецепторах в головном мозге.

Витамин В6.

Помогает активизировать фермент GAD. Но если у вашего ребенка мутация в CВS – В6 противопоказан.

Цинк.

Усиливает высвобождение ГАМК и подобно магнию блокирует NMDA рецепторы. Но в других рецепторах цинк может усиливать возбуждающие нейротрансмиттеры. Потому с ним не все однозначно.

Литий.

У большинства детей с аутизмом он низкий в анализе крови. Это потому что он усиленно расходуется на торможение NMDA рецепторов. Литий так же является синергистом магния, потому полезно их прием сочетать вместе. Так же литий снижает излишний дофамин в головном мозге и будет полезен детям у которых есть мутация в гене COMT.

L-тианин.

Аминокислота которая является прекурсором ГАМК. Антагонист NMDA-рецепторов. Но кроме ГАМК он повышает дофамин. Потому он может навредить если есть мутация в гене СOMT, а значит – избыточное накопление дофамина в головном мозге.

Пробиотики.

lactobacillus и Bifidobacterium 30-100 миллиардов КОЕ ежедневно. (3)

Мемантин. 

Этот препарат блокирует глутаматные рецепторы. Таким образом снижает глутамат, понижая тотальный уровень возбуждения. Ослабляет эпиактивность и дегенерацию – приостанавливает эксайтотоксичность и гибель нейронов.

Кето диета.

Способна повышать уровни ГАМК в головном мозге. Этим объясняется ее лечебный эффект при эпилепсии. Но самостоятельное введение кето-диеты без знания метаболизма ребенка может ему сильно навредить. При ряде нарушений таких как нарушение окисления жирных кислот, ацетономия, нарушение пуринового обмена, гиперамониемия и др.. кето диета противопоказана. Потому такую диету следует вводить только под контролем специалиста.

  1. https://www.youtube.com/watch?v=zn1eexHbu7Y&ab_channel=%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0
  2. Эми Яско. Аутизм, пути к выздоровлению.
  3. https://proautism.info/gaba/?fbclid=IwAR2hjfheztR2wg8Z_NR0AqU-FjlBvcEAhWXOdq22YMxLr0PwrJNTFhdVY9w#Dobavki_dla_povysenia_urovna_GAMK
  4. https://psyjournals.ru/autism/2005/n2/boksha_full.shtml?fbclid=IwAR1DAPv5nLar4Dhor9EyFflSPvPJMY_DcOxA954BWiNTkOIbQ5VqGXBHjIM