Если ваш ребенок в 2, 3 года не разговаривает

Если ваш ребенок в 2, 3 года не разговаривает

Здравствуйте,  уважаемые читатели блога!

С этой статьи я начинаю писать нашу новую отдельную ветку блога, посвященную коррекции расстройств аутистического спектра и нарушений речевого развития у детей.

Статьи пока что в этом разделе будут доступны только на русском языке, для того, что бы нас могли читать другие жители стран СНГ. Но в будущем, если это будет вам актуально, я планирую сделать перевод на украинский язык. С самого начала, я хочу начать с очень важной темы – задержки речевого развития ребенка до 3 лет.

Что делать если ребенок в 1,6, 2, 3 года не разговаривает – бить тревогу или ожидать дальше?

К сожалению, в нашем обществе бытует множество стереотипов по поводу задержки речи:  “Мальчики начинают говорить позже”, “В садике начнет говорить”, “Ребенок до 3 лет имеет право молчать”,  “У соседки кумы ребенок не разговаривал до 5 лет, а потом прорвало в один день и он начал предложениями сразу говорить и стихи читать на двух языках.”

Да, бывает такое, что речь ребенка немного запаздывает в развитии по причине дефицита общения дома. Например, ребенок один в семье, большую часть времени проводит только с мамой или няней. Попав в активную речевую среду в 2-3 года, чаще всего которой является садик – такой ребенок начинает активно разговаривать. Но если у ребенка присутствует патология – он не заговорит в садике и он не заговорит сразу после 3 лет предложениями. И нам важно отделить эти два состояния и не путать их! Но проблема в том, что родители зачастую сами не понимают где норма, а где патология и не знают на что обращать внимание, что бы ее обнаружить.

Главной жалобой родителей чаще всего является то, что ребенок на вид ничем не отличается от других детей,  а всего лишь не разговаривает. Но если хорошо копнуть глубже в общее состояние ребенка – проанализировать его рефлексы, крупную и мелкую моторику, психическое развитие, то чаще всего под простой задержкой речевого развития обнаруживается целый пласт проблем, на которые родители не обращали внимание, потому что не считали их патологией, списывали на характер, личные предпочтения ребенка или же находили им любые другие объяснения.  

Поэтому не стоит слепо доверять вышеперечисленным мифам, которые звучат из уст подруг, бабушек, а важно перестраховаться. Я не имею намерения вас запугивать, но моя цель – вас проинформировать. Если вы покажете ребенка специалистам и они не увидят патологии, то спокойно выдохнете и отпустите свои волнения по этому поводу, а если же у ребенка обнаружат патологию в раннем возрасте, то это гораздо лучше чем поздно.

Почему так важно раннее обнаружение проблемы?

Ранняя диагностика и коррекция патологий дает гораздо больше шансов на то, что к школе ваш малыш исправится и ничем не будет отличаться от своих сверстников. Естественно все еще зависит от тяжести нарушения и грамотной коррекции.

По научным данным, начиная с внутриутробного периода и до 3 лет у ребенка развивается 80% головного мозга, и только 20% отводится на развитие после 3 лет. Задача мозга в течение первых 3 лет — развить нейроны и укрепить связи между ними. Начиная с трех лет, начинается резкое торможение в темпах мозгового развития, а после шести лет оно практически полностью замедляется и заканчивается его формирование. Когда мозг уже сформирован, его трудно и уже зачастую не возможно изменить. В таком случае, время оказывается упущено. Более того, с рождения и до 3 лет у ребенка происходят важные этапы естественного становления и развития речи. Дети, которые заговорили после  3 лет в 95% случаев имеют дефекты речевого развития разных степеней тяжести, начиная с простых фонетико-фонематических недоразвитий речи  и заканчивая общим недоразвитием речи, в том числе и полным ее  отсутствием. Проблема так же отягощается тем, что с задержкой речевого развития параллельно у ребенка всегда начинает отставать в развитии крупная и мелкая моторика, запаздывает психическое или умственное развитие. Ведь речь является важным инструментом познания мира для ребенка, развития коммуникативных навыков, а так же его когнитивных способностей. Таким образом задача очень усложняется.

На что следует обратить внимание, если ребенок до 3 лет не разговаривает.

Предлагаю вам  ознакомимся с возрастными нормами развития речи.  Хочу предупредить что эти нормы средние и условны, но все же в целом на них следует ровняться. Небольшие отклонения от них еще не означают патологию, если ребенок в общем всецело развивается и догоняет их, осваивая новые навыки чуть позже своих сверстников. Но если же ребенок в данном  возрасте и позже практически не имеет необходимых ему речевых навыков или же ребенок начинает терять ранее приобретенные навыки – это уже свидетельствует о том, что ребенок имеет проблемы в развитии и самостоятельно, без профессиональной коррекционной помощи, вряд ли подтянется к сверстникам.

Этапы развития речи от года до 3 лет согласно возрастным нормам. 

1 год.

Ребенок сознательно использует 5-10 слов. Он понимает простые инструкции – “Иди сюда”, “Принеси мячик”, показывает на картинке знакомые объекты по просьбе родителей, имитирует по просьбе звуки животных. Говорит: “Привет” и “Пока”, машет ручкой.

1,6 года. 

В активном словаре ребенка присутствует от 10 и более слов. А так же с помощью слов, восклицаний, жестов ребенок способен объяснить свои потребности и попросить желаемое. Может отвечать на вопросы “Да”, “Нет” словесно или киванием головы, говорит слово “Дай”. Показывает на себе или на родителях части тела.

2 года.

Активный словарный запас от 50 и более слов. В речи появляются простые 2, 3-словные предложения, а так же понимание характеристик предметов: размер, цвет, форма. В этом возрасте ребенок проявляет интерес к другим детям, учится коммуникации с ними, отвечает на вопросы как его зовут и сколько ему лет и др.. Появляются словесные просьбы, а так же сюжетно-ролевые игры, фантазия.

2,5 года.

Активный словарь от 100 слов. Все чаще появляется в речи обозначение себя – “Я”, “Я сам”, “Мое”. Ребенок осваивает количество и начинает понимать счет.

3 года.

Активный словарь от 250 слов. Ребенок активно начинает задавать родителям вопросы «Что это?», «Кто это?». Умеет связно рассказать о простых событиях. Знает время суток. Может рассказать простой стих или договаривать за родителем.

Кроме речевых норм существуют так же другие “Звоночки” в поведении, которые говорят о том, что в развитии ребенка есть отклонения. И на них так же следует пристально обратить свое внимание. А именно:

  • У ребенка отсутствует указательный жест после года или же позднее появление указательного жеста к 3-ом годам.
  • Ребенок не понимает вашу речь, не выполняет самые простые словесные инструкции и просьбы, не показывает ничего по вашей просьбе. У вас складывается впечатление, что ребенок вас не слышит.
  • Ребенок не реагирует на свое имя. Не оборачивается когда его зовут.
  • Отсутствие глазного контакта. Ребенок не смотрит вам в глаза.
  • Отсутствуют вербальные просьбы и просьбы жестами.
  • Ребенок вместо словесной просьбы берет вашу руку и вашей рукой берет желаемый предмет, без использования указательного жеста при этом. Или же подходит к желаемой вещи и кричит.
  • У ребенка отсутствуют сюжетно-ролевые и имитационные игры.
  • Ребенок не интересуется игрушками или использует их по не назначению. Сюда входят странные необъяснимые игры игрушками и не игровыми предметами. Например, ребенок выставляет игрушки в бесконечный ряд или строит из них пирамидку вверх. Бесконечно сортирует их, например подолгу пересыпает крупы из баночки в баночку или играет камушками складывая их в кучки. Крутит колеса у машины. Играет с мебелью, много раз закрывая и открывая двери, шухляды.
  • Ребенок подолгу играет на полу лежа. Любит кататься по полу и часто это делает.
  • Ребенок ходит на цыпочках.
  • Пищевая избирательность. Ребенок отдает предпочтение только некоторым продуктам питания определенной консистенции, цвета. Например кушает еду только в жидкой форме, избегает фрукты и овощи красного цвета. из продуктов питания выбирает только макароны, хлеб, молоко, сыр, печенье, не кушает овощей и фруктов. Наборы любимых и нелюбимых продуктов могут быть разными.
  • Ребенок подолгу кружится вокруг своей оси или долго ходит по кругу. Сидя или стоя раскачивается. Скашивает глаза. Рассматривает подолгу предметы вблизи.
  • Ребенок на ваш взгляд слишком активный, не может сконцентрироваться на просматривании книги, на игре. Или наоборот – ребенок слишком вял и пассивный.
  • Ребенок не осознает опасности. Вопреки всем вашим замечаниям, он продолжает выбегать на проезжую часть, прыгает из высоких поверхностей и др..
  • У ребенка наблюдаются странные взмахи руками, словно крылышками или же ребенок делает манипуляции руками перед глазами.
  • Ребенок пугается громких звуков и закрывает уши.
  • Ребенку сложно дается освоение новых навыков – приучение к горшку, держание ложки, самообслуживания.
  • Ребенку неприятны гигиенические процедуры – купание, чистка зубов, стрижка, срезание ногтей, расчесывание и др.. всегда сопровождаются бурным сопротивлением и истериками.
  • Ритуальное поведение у ребенка. Например, любовь только к одной майке, которую он не дает с себя снять или к определенным типам одежды. Предпочтение ходить одним и тем же маршрутом. Ребенок не любит когда что то меняется в его привычном распорядке и с трудом воспринимает новое – не желает пробовать новую еду, не желает переодеваться в сезонную одежду.
  • Ребенок не интересуется другими людьми, детьми, не инициирует общение.
  • Ребенок кусает себя, бьет по голове, бьется головой об пол, об стенку.
  • Частые беспричинные истерики.
  • Приоткрытый рот и повышенное слюноотделение.
  • Ребенку не возможно ничего объяснить, он не понимает запреты.
  • Ребенок до 1,2 лет развивался согласно возрастным нормам, а потом начал терять свои навыки.

Если у вашего ребенка присутствует сильное отставание от возрастных норм развития речи и присутствует более одного из вышеперечисленных отклонений в поведении – незамедлительно покажите ребенка специалистам. При чем ребенка обязательно должно посмотреть несколько специалистов: детский невропатолог, детский психиатр, сурдолог, детский психолог, логопед, генетик. Можно так же обратится с ребенком в специальные профильные учреждения такие как Речевые центры, если они имеются в вашем городе. В речевом центре ребенку проведут диагностику все необходимые специалисты, сделают специальные тесты.

Если же вы не нашли ни одного из вышеперечисленных тревожных “звоночков”, но при этом ваш ребенок не разговаривает или же его речь сильно запаздывает  – скорее всего у вашего ребенка имеется всего лишь задержка речевого развития не обусловленная патологическими нарушениями. Но даже в этом случае вы не должны ограничиваться прочтением этой статьи, а показать ребенка специалистам. Ведь я не специалист. То о чем я пишу, основано всего лишь на моем личном опыте и дано вам всего лишь в информационных целях. Всю информацию написанную мной вам следует уточнить и перепроверить у специалистов.

Желаю вам правильных и взвешенных решений!